Живописное решение в декорациях Головина
В живописном решении своих декораций Головин чаще всего стремился передать
не резкое тревожное звучание колорита, что было присуще некоторым художникам
эпохи модерна, а красоту гармонически ясную, успокоенную.
Ни у одного из мастеров "Мира искусства", кроме Головина и отчасти
Бакста, не было такого решительного отхода от станковизма к театру, такого
обостренного чувства зрелищности. Ему удавалось создавать спектакли во всем
блеске приподнятой театральной красоты, во всем великолепии декоративно-преображенных
сценических форм. Головин действительно был мастером величественного репрезентативного
спектакля и он, может быть, более, чем кто-либо из его коллег по объединению,
владел секретом создания постановок "большого стиля", оформление
которых выражало "музыку для глаз". Он возрождал традиции великих
декораторов XVIII - начала XIX в.
Рассматривая оформительский метод Головина приходишь
к выводу, что он не только значительно отличался от того, что делали на
театре его коллеги по "Миру
искусства", но и в чем-то решительно им противостоял. Мастеру была чужда
мирискусническая литературная ретроспекция с ее ориентацией на следование
историко-художественным прототипам. Не случайно самым взыскательным критиком
сценических работ Головина был Бенуа. Ему, утонченному стилисту, важно
было создавать на сцене образы прошлого в одушевленной и волнующей достоверности
изысканных раритетов, пустячков и деталей старинного быта, играющих в спектакле.
Сценические взгляды Бенуа разделяли Бакст, Добужинский, Лансере. Головин
им был чужд своей рафинированной красочностью, казавшейся им вольной, и
чрезмерной декоративностью, в ней не ощущалось точного следования стилю эпохи.
|